Гомеопатия. Обмирщение. Монах и ряса. Исихастская традиция. Главное в духовной жизни.

 

Святая Гора продолжает публиковать цикл интервью с современными афонскими старцами. Сегодня мы публикуем начало беседы с одним из самых известных афонских богословов, насельником монастыря Григориат иеромонахом Лукой. Отец Лука известен как автор множества публикаций в периодической печати и нескольких книг. Среди них особенную известность приобрела его монография «Диоскор и Севир. Ересиархи-антихалкидониты».

 

— Допустимо ли лечение средствами альтернативной медицины (гомеопатия, иглоукалывание и т.д.)?

— На этот вопрос существует вполне однозначный ответ. Непонятно, почему до сих пор у кого-то есть сомнения относительно допустимости подобного лечения. Оно совершенно неприемлемо.

Даже если взглянуть на проблему через призму медицины, мы не сможем, опираясь на известные данные о физиологии человека, объяснить благодаря чему происходит излечение в иглоукалывании, гомеопатии и других практиках альтернативной медицины.

Но у этой проблемы есть и другая сторона. Нельзя забывать о философии, которая скрывается за альтернативным лечением, в основе которой лежат восточные религии и учения. Например, иглоукалывание это часть китайской философии: воздействие на активные точки организма призвано  разблокировать  и наладить правильное течение жизненной энергии. Тоже самое и гомеопатия: она основывается на психосоматическом учении, описанном в философии индуизма.

Не думаю, что православные люди могут основываться на подобных началах.

— Отец Лука вы сказали, что гомеопатическое лечение неприемлемо для православных людей. Но вам могут возразить, что современная европейская медицина пичкает нас лекарствами и химией…

— Да, это действительно недостаток современной медицины, который нельзя не признать. Но на то нам и дан разум, чтобы не глотать все подряд, а подходить к приему лекарств с умом и осторожностью. В случае с «альтернативной медициной» мы не в состоянии понять каким образом и за счет чего происходит излечение больного. Нажимают на те или иные места на ладони человека и лечат гипофиз, щитовидную железу… Эти вещи с научной точки зрения не объяснимы. Не существует нервных окончаний или кровеносных путей связывающих пальцы на руке или ноге и гипофиз.

— Некоторые монахи снимают рясу за пределами монастыря. Даже уйдя в обитель продолжают владеть личным имуществом (автотранспортом, квартирой). Вписывается ли это в рамки Православного Предания?

Беда нашего времени – обмирщение. Это угроза и для монахов и для мирян. Явления о которых вы спросили можно принять как допустимые только в случае потери и искажения ориентиров в нашей духовной жизни. Нельзя забывать что исихазм – это основа Православия, фундамент монашества и христианского подвига в миру.

Мы не осуждаем конкретных людей, но не можем не сказать о том, что явления, которые вы упомянули в своем вопросе, несовместимы с духом и традициями православного монашества.

Одеяние, которое мы [монахи] носим, по словам равноапостольного Космы Этолийского, символизирует наш гроб, напоминает нам о смерти. Наша ряса – это одеяние нашего покаяния. Возможно ли быть монахом и не жить покаянием? Нет. Разве допустимо в таком случае снимать с себя рясу?

 

Святитель Лука Войно-Ясенецкий
Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Вспомним святителя Луку Войно-Ясенецкого. Его ревность по Бозе была такова, что он не захотел снимать свою рясу даже во время международной научной конференции и подвергся за это гонениям!

Подобные примеры наших святых являются для нас ориентиром и не дают нам поступить вопреки Преданию нашей Церкви.

— Существует ли угроза нашему спасению, когда мы теряем связь с нашим Православным преданием?

— Конечно, такая угроза существует.

Спасение было возможно всегда. Даже в те периоды церковной истории, когда имело место удаление верующих от исихастской традиции (подчеркну еще раз, что именно она является краеугольным камнем и фундаментом Православия) и наблюдалось заимствование в церковную жизнь западных (протестантских, пиетистских) идеалов.

Но люди спасаются не по тому, что идут на поводу нововведений и «заимствованного благочестия», а вопреки этому. Благодаря тому, что среди христиан еще остались настоящие подвижники, чья жизнь пример для всех нас. Благодаря тому, что мы крещены «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа» и имеем возможность участвовать в Таинствах. Благодаря тому, что в Церкви несмотря ни на что все-таки жив еще дух Святоотеческого предания.

Ни в коем случае нельзя говорить, что дух навязчивого морализма и болезненной духовности импортированный на православную почву с Запада имел благоприятные последствия для нашего спасения. Напротив, эти последствия носили негативный характер.

Приведу пример. Появившееся благодаря влиянию западного христианства представление о спасении и оправдании человека через его внешние дела способствует формированию чувства самооправдания и мешает христианину достигнуть очищения сердца от страстей. А без этого к нему не может прийти Благодать Святого Духа и, как следствие, он не может и спастись.

Подлинная Традиция нашей Церкви – это традиция переданная нам святителяем Григорием Паламой и преподобным Сергием Радонежским, коливадами[1] и преподобным Паисием Величковским, Великими оптинскими старцами и святителем Нектарием Эгинским. Эта традиция – колыбель, в которой возрастает правильная духовная жизнь, а значит рождается наше спасение.

Поэтому если мы хотим не сбиться с правильного пути и в конце концов достигнуть спасения – мы должны стремиться любой ценой не потерять связи с Преданием нашей Православной Церкви.

Views (50)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.