Иконы Афона: Монастырь Хилендар, три чудотворных образа Пресвятой Богородицы (12.01 / 25.01)

12 января (25 по н. с.) в монастыре Хилендар на Святой Горе Афон торжественно празднуют память святителя Саввы Сербского и трех чудотворных икон Пресвятой Богородицы Млекопитательница, Акафистная и Попская.


Акафистная (Хилендарская)

 

Икона Божией Матери Акафистная
Икона Божией Матери Акафистная

Икона Божией Матери «Акафистная» находится в иконостасе соборного храма Введения Пресвятой Богородицы Хилендарского монастыря наАфоне. За скорую помощь христианам монахи Хилендарской обители также называют ее «Скоропослушница». 

Это не единственная «Акафистная» икона на Святой Горе. Чудотворные образы с тем же названием есть в монастырях Дионисиат и Зограф.

Данных о появлении «Акафистной» (Хилендарской) иконы на Афоне и истории прославления этого образа не сохранилось. Первое упоминание о ней в монастырском предании относится к концу XII века, когда святым Саввой Сербским по откровению от иконы были обретены сокровища и завершено строительство обители. Однако ни в одной из редакций жития святого Саввы подтверждения этому рассказу не содержится. Возможное указание на «Акафистную» икону можно найти в эпилоге «Сказания о чудесах от иконы Богоматери Троеручицы» где идёт перечисление чудотворных монастырских икон. В нём указано: «Друга [икона], иже святому Саввы злато показа, в земле сокровенно».

Относительно происхождения названия чудотворного образасуществуют две версии. По мнению епископа Порфирия (Успенского), наименование может служить указанием на иконографию композиций рамы чудотворного образа с изображением сцен Акафиста.Однако более вероятно, что в названии образа запечатлелось воспоминание о чтении перед ним во время пожара Акафиста Пресвятой Богородице.

В 1837 году по неосторожности экклесиарха1, забывшего потушить лампады, в соборе Хилендарской обители загорелся иконостас, в котором стояла чудотворная Акафистная икона. Сбежавшиеся на шум пожара иноки упали на колени и стали молиться со словами «Пресвятая Владычица спаси твою икону!». И хотя иконостас едва весь не сгорел, святой образ Богоматери нисколько не пострадал от огня и к утешению насельников Хилендара остался невредимым. Так как перед этой иконой после пожара был прочитан акафист, то она и получила название Акафистной.

Иконографический тип иконы – «Умиление». Богомладенец на ней изображен слева от Матери с благословляющей правой рукой и опущенной вниз левой, в которой Он держит свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает Младенца за правое плечо. Икона помещена в серебряный оклад русской работы XIX в., и в раму с живописными изображениями 12 кондаков и 12 икосов Акафиста Богородицы (XVII в.).

В Успенском соборе Московского Кремля находится икона «Умиление» с надписью прочеканенной на поле серебряного оклада 1875 года — «Акафистная Прес[вя]тыя Б[огороди]цы находящейся [в] хиле[ндар]ском монастыре Саввы Сербского». При этом иконография московской иконы отличается от афонской.

Икона Божией Матери Акафистная
Икона Божией Матери Акафистная
Икона Божией Матери Акафистная
Икона Божией Матери Акафистная

 

Млекопитательница

 

Икона Божией Матери Млекопитательница
Икона Божией Матери Млекопитательница

Икона Божией Матери «Млекопитательница» имеет богатую историю, связанную с именем преподобного Саввы Освященного, в Лавре которого близ Иерусалима она первоначально и находилась. Святой основатель Лавры перед своей блаженной кончиной в 532 году предсказал братии, что Лавру посетит паломник царского рода из Сербии по имени Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и произошло спустя шесть столетий – в ХIII веке. 

Святитель Савва Сербский привез образ Божией Матери «Млекопитательница» на Святую Гору Афон и поставил ее в церкви при приписанной к Хилендару кельев столице Афона селении Кариес, которая впоследствии была названа Типикарницей, так как там хранился устав (типик) святителя Саввы.

Интересно, что, вопреки общему обыкновению, святая икона “Млекопитательницы” была поставлена святителем Саввой не по левую, апо правую сторону от Царских врат – месте, где обычно помещается икона Святой Троицы или Спасителя. Образ же Господа Вседержителя помещается по левую сторону, где обыкновенно должна стоять икона Божией Матери.

На иконе Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» изображены солнце и луна с соответствующими надписями. Образ иногда встречается в зеркальном изображении и с другой символикой. На Святой Земле, Афоне, в Греции и России существует несколько чудотворных списков, о каждом из которых сохранились письменные и устные предания.

Особо прославился образ, обретенный в 1650 году в селе Крестогорск, в двадцати верстах от Минска. Эта икона, схожая с афонской, была обнаружена на высоком дереве. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Божией Матери. Икону поместили над царскими вратами и время от времени посредством определенного механизма опускали для того, чтобы богомольцы могли к ней приложиться.

В главном приделе московского Елоховского Богоявленского собора помещена икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память 2-месячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».

В Одессе список чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница», привезенный преподобным Гавриилом Афонским, находится в Свято-Успенском мужском монастыре.

Еще одна икона Богоматери, носящая имя Млекопитательницы, находится в Ильинском скиту на Афоне. Некоторые подробности о ней можно найти в книге Е. Поселянина «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон», изданной в 1914 году: «У нас в России, в Курской губернии, лежал около года один больной. Он был настолько слаб, что не имел никакой возможности двигаться. В 1860 году, когда в Курскую губернию было прислано с Афона изображение Богоматери Млекопитательницы, больной приложился к нему и почувствовал себя здоровым. Рассказывают еще о другом чуде, именно, что в 1862 году, после молитв пред св. иконой Млекопитательницы, один дом дважды был спасен от пожара».

Попская

 

Икона Божией Матери Попская
Икона Божией Матери Попская

Некогда один еретичествующий иерей2, Бог весть с каким, только во всяком случае не с хорошим намерением, притворно объявил себя православным и поступил в число братии в Афонскую Хилендарскую обитель. Там он оставался некоторое время, тая в своем сердце от людей свои злоумышления. С виду благочестивый, исполняющий все предписания монастырского устава, исправно присутствующий при богослужении и, по-видимому, молящийся, он, этот еретичествующий иереи, казался многим, его видевшим, если не праведником, то по крайней мере христианином, достойно носящим это высокое имя и еще более возвышенное имя иерея, руководителя других христиан-мирян. Это и естественно, ибо взор человеческий не проникает в глубины сердец других людей и останавливается только на внешности. Что скрывается за этой внешностью? Какие тайные мысли скрываются за этой видимой оболочкой? К какой цели стремится человек? Согласуется ли его видимая, внешняя жизнь с его внутренними, невидимыми желаниями? Все это не дано знать человеку. Но еретичествующий иерей дошел, очевидно, до ослепления: он забыл, что, если ему удалось скрыть свои нехорошие намерения от людей, то он не может скрыть их от Всеведущего Бога, Которому известны все тайны человеческих сердец и от Которого ничто не может утаиться. 

Прежде чем были приведены в исполнение тайные намерения еретичествующего иерея, Пресвятая Дева, Матерь Бога Всеведущего, призрела с высоты жилища Своего и в праведном Своем гневе скоро потребила с лица земли этого волка в одежде овчей: неся в крестном году Попскую икону Богоматери, этот иерей неожиданно упал в море во время водосвятия и утонул.

С тех пор ту чудотворную икону всегда носят во время крестных ходов и водосвятия, а так как носят ее при этом непременно иереи, то сербы и усвоили ей это простосердечное название «Попская». Вот одно из объяснений, откуда произошло такое своеобразное наименование данной иконы Богоматери.

Существует, однако, еще и другое объяснение наименования этой иконы Попской. Этот чудотворный образ считается покровителем певчих, почему и перстосложение у Божественного Младенца на нем изображено такое, каким обыкновенно начальник хора подает знак к пению. А так как у греческих церковных певцов искусство нотного пения и вообще нотная наука называлась в древности поповским искусством, то и икона получила название «Попская».

Попская икона Богоматери находится в монастырском соборном храме, при колонне у левого клироса. Перед этой чудотворной иконой Небесной Владычицы всякий служащий иерей после каждой службы делает отпуст, то есть произносит слова: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!»


1 Экклесиарх — человек, который заведует в монастыре порядком богослужения.

2 Расказ о Попском образе Пресвятой Богородицы приводим по книге Е. Поселянин «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» (1914).

Views (446)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.