Семь вопросов об исповеди.

Почему так много людей, называя себя православными, ничего не знают о духовной жизни? Почему количество православных в нашей стране растет, а любви не становится больше? Причина в том, что люди не знают или забыли о тех словах, которые Господь сказал однажды, но сказал для всех живущих на земле, для тех, кто еще будет жить: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф. 4: 17). Что такое покаяние? С чего начать борьбу с грехом в себе? О первой исповеди рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН.

1. Что значит исповедоваться?
Наш народ, исторически принадлежащий Православной Церкви, в основном крещен. Большинство после смерти отпевают в храме. То есть жизнь большинства начинается в лоне Церкви и заканчивается тоже в ней. Но очень часто сама эта жизнь проходит вне храма. И происходит это потому, что люди не знают, как нужно каяться в грехах, не знают, что такое грех. Люди не знают о Любви Божией, которая может очистить их душу от любого самого тяжелого и самого страшного греха. Веря в Бога, они не верят в Любовь. Зная праздники и зная время постов, они не знают самого главного — что Бог есть Любовь. Что Он пришел на землю, чтобы очистить нас от скверны греха. Они не знают о том, что Он взял на Себя наши грехи и уничтожил их силу. Грех обретает силу, только если мы соглашаемся с ним. Если же мы противостоим ему, он бессилен. И у каждого человека есть возможность избежать греха, есть возможность избавиться от власти дьявола и жить здесь, на земле, как в Царствии Небесном, исполняясь радостью, светом и умножая благодать. Эту силу, это знание, эту возможность человек получает тогда, когда делает решительный шаг — приходит на исповедь.
Многие рассуждают так: «Ну какие у меня грехи? Я не жадный, не пью, никого не убивал. Я не такой злой, как мой начальник. Не такой невежественный, как наш дворник. Иногда хожу в церковь. Особых грехов-то нет. В чем каяться? Ну, были в молодости какие-то грехи, но это в молодости. Кто в молодости не грешил? А сейчас особой нужды в исповеди я не чувствую…» Хочу сказать всем этим людям: дорогие друзья, к сожалению, вы даже не представляете, в какой степени грех обладает вами, в какой степени зло имеет власть над вашей душой. Вы видите только листики на якобы маленьком греховном росточке вашей души, но у него глубочайшие корни. И чтобы уничтожить в себе грех, чтобы он больше не опутывал вашу душу своими побегами, вам нужно обязательно вдуматься, вспомнить все то, что вы сделали когда-то, покаяться.
Я бы посоветовал вам почитать замечательную книгу архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», где он объясняет, что для современного человека означают ветхозаветные заповеди, те, которые вы все знаете: не убей, не укради и так далее, — и как понимать заповеди, данные Христом для нашего блаженства. Я думаю, у многих из вас откроются глаза, и вы поймете, что ваша жизнь на самом деле преисполнена тяжелых грехов. Но знание об этом — это не повод унывать, оно не должно пригнуть вас своей тяжестью к земле. Знание об этом должно обратить вас к Богу, привлечь ко Христу. Мы узнаем о грехах не для того, чтобы скорбеть и плакать, хотя это иногда и нужно, а для того, чтобы, узнав о своей греховной болезни, прийти к врачу — Христу и получить исцеление. Господь может избавить вас от власти дьявола. Освободить вас от того, что так мучает вас. От того, что лежит невидимым, но тяжелым покровом на вашей душе.

2. Зачем исповедоваться?
Недостаточно, прочитав книгу, в молитве покаяться перед Богом. Некоторые люди мне говорят: «Зачем мне исповедоваться? Я и так каждый день вспоминаю грехи, прошу прощения у Бога». Этим людям я задаю такой вопрос: а как вы узнаете, что ваши грехи прощены? Ведь чувства могут нас обманывать. Мы иногда сидим в поезде, и нам кажется, что он трогается, а на самом деле он стоит на месте, едет поезд, который мы видим за окном. Впечатления в этой жизни обманчивы. Так и здесь. На земле есть люди, которым дана сила прощать грехи — к ним и нужно за этим пойти. Это священники. У каждого из них есть власть, данная им от Бога, излечивать души людей. Через священника, каким бы он сам ни был, когда человек приходит к нему с верой в Бога, действует Сам Бог. Не священник прощает грехи. Прощает грехи Бог. Священник является только посредником между вами и Богом. И без этого посредника, который скажет: «Бог простил тебя», который это засвидетельствует и в день исповеди, и на Страшном суде, невозможно получить прощения грехов. Невозможно об этом точно знать. Конечно, если человек живет где-то в пустыне и нет священника рядом, Бог может простить ему все и так. Но если рядом есть храм, если есть специальный человек, который поставлен на это Богом, а вы пренебрегаете им — как вы можете получить прощение грехов?

3. Кому исповедоваться?
Чтобы договориться о встрече со священником, лучше не обращаться к людям, которые работают в храме, они не всегда вам помогут. Обычно они оберегают батюшку, зная, что у него много дел. Поэтому лучше всего сразу подойти к священнику лично. Но прежде чем это сделать, посмотрите, как он общается с другими людьми. Если он добрый, улыбается, если он ласково беседует с кем-то — можно к нему смело подходить. Для первой исповеди очень важно найти доброго батюшку. Потом, быть может, вы выберете себе в духовники строгого старца, который будет вас воспитывать. И это будет полезно. Но для первой встречи, для первой исповеди нужен священник, который как привратник стоит у дверей и всех пропускает в храм.
Если вы живете в большом городе, где много храмов, можно также выбрать священника, который будет вам близок. Человеку образованному нужен интеллигентный священник, простому — попроще, а кому-то, может, хочется, чтобы у священника было чувство юмора. Но хорошо бы выбрать священника в возрасте — опытного, который уже слышал много исповедей. Его вы вряд ли чем-то удивите, и он спокойно отнесется ко всему тому, что вы скажете. Добрый и опытный священник — вот кто вам нужен. О том, чтобы найти такого, нужно обязательно помолиться Богу.

4. Прежде чем исповедоваться
Обратитесь к священнику так: «Батюшка, я никогда не исповедовался», или «Я исповедовался очень давно», или «Мне нужно серьезно поговорить об исповеди, я многого не понимаю. Не могли бы вы уделить мне ваше время, скажите, когда нужно прийти? Я отпрошусь с работы, приду поздно вечером, если нужно, или в воскресный день. Уделите мне, пожалуйста, полчаса вашего времени. И мне бы не хотелось, чтобы нас слышали другие люди. Я хотел бы поговорить с вами отдельно». Как батюшка скажет, так и нужно будет поступить. Если священник ответит, что он очень занят и не может найти время, нужно искать другого.
Если вы не готовы к исповеди и хотите просто поговорить — просите священника именно об этом. Во время беседы ничего не бойтесь, говорите смело все как есть. Не бойтесь оскорбить батюшку своим неверием, не бойтесь открыть ему мысли, которые кажутся вам нехорошими, но убедительны и мучают вас. Нужно быть искренним и честным. Если вы чего-то не понимаете, так и скажите: «Я не понимаю, почему мне нельзя жить с женщиной, которую я люблю, не заключая брака?», или «Почему нужно рожать каждого ребенка, почему нельзя от этого предохраняться?», или «Почему нужно поститься?», или «Почему Бог, если Он есть, допускает столько страданий?», или «Как могут спастись те люди, которые не знают о Христе?». Так вот прямо, не смущаясь, все вопросы, которые у вас есть, и нужно задавать батюшке. Просите его объяснить вам, почему те или иные действия считаются в Церкви грехом. Можно даже задавать вопросы, касающиеся самого священника, если он будет готов вам об этом рассказать: как вы стали верующим? почему вы убеждены, что Бог есть? как вы поститесь? не трудно ли это? как вы читаете молитвы? Обязательно расскажите батюшке о себе, о своем пути, о том, как вы верите в Бога, как вы молитесь Богу. Нужно откровенно, честно поговорить.
Может быть, священник не поймет вас. Тогда нужно искать другого. Священники хоть и одеты одинаково и похожи друг на друга внешне, на самом деле все разные, как врачи разных специальностей, у каждого свои таланты, особенности и дарования. И надо найти своего батюшку. Такого, которому вы сможете доверить себя, свою жизнь, своих близких, свои сокровенные тайны, планы. Кого вы будете слушаться так, как если бы вы слышали Голос Божий.
Предположим, что вы решили покаяться в грехах на исповеди. Очень хорошо перед этим вспомнить свою жизнь и составить себе список. Чтобы ничего не забыть. Только нужно быть осторожным, чтобы он не попал в руки вашей жены или мужа, чтобы его не увидели ваши дети или коллеги. Список этот может быть подробным, а может быть кратким конспектом или даже стенографической записью. Перед исповедью не нужно поститься, но хорошо бы прочитать Евангелие, хотя бы одно из четырех, и сравнить свою жизнь с тем, что в нем написано. На исповеди следует говорить не только о том, в чем вас обличает ваша совесть. Но и о том, что считает грехом Церковь — об этом можно почитать какие-то пособия, но не стоит этим сильно увлекаться. Особенно есть такие сомнительные списки грехов, где перечисляется невесть что: «убивала комаров во время молитвы», или «нежилась в ванной», или еще что-то подобное. Почитайте лучше книгу архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о том, как подготовиться к исповеди, и поговорите об этом со священником в беседе.

5. Когда лучше не исповедоваться?
Перед тем как вы начнете называть свои грехи на исповеди, священник прочитает молитву. Нужно постараться понять ее и исполнить: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…» На русский язык ее можно перевести так: «Здесь, чадо, Христос невидимо стоит, принимая твою исповедь, не стыдись, не бойся и ничего не скрывай от меня. Не оправдываясь и не смущаясь скажи все, чем согрешил. Чтобы принять прощение от Господа нашего Иисуса Христа. Здесь крест, Евангелие, икона Его перед нами, а я только свидетель, да свидетельствую перед Ним все, что скажешь. Если что скроешь — двойной грех будешь иметь. Будь внимателен — здесь духовная больница, чтобы ты получил исцеление».
Во время исповеди священник обычно стоит сбоку от кающегося, потому что человек исповедуется Богу. Вы стоите перед Богом и говорите Богу: «Господи, прости меня за то, что я сделал то-то и то-то. Прости меня за то, что я совершил такой-то грех». Каяться нужно в молитве, обращаясь к Богу. Священник стоит рядом и молится о вас. Но лучше в этот момент даже не смотреть на него, а обратить свой взор к Богу, Который здесь находится перед вами. В знак этого на столике с покатой крышкой, у которого вы стоите, лежат крест и Евангелие. Христос здесь перед вами, и вы исповедуетесь Ему. Если вы в это не верите, лучше тогда, может быть, не исповедоваться. Лучше тогда просто поговорить со священником. Только веря в то, что Христос невидимо предстоит, принимая вашу исповедь, можно исповедоваться.

6. Как не бояться исповедоваться?
Затем человек начинает каяться в своих грехах. Не нужно бояться. Священник не будет хуже относиться к вам, если узнает о вас страшные тайны. Тех людей, которые покаялись в тяжелых грехах, я даже больше люблю, чем тех, которым не в чем каяться. Потому что, если человек кается в грехах, он совершает подвиг. Он совершает труд исправления своей жизни. И у меня возникает к нему ответное чувство — любви, сострадания. Священник не осудит вас и никому не расскажет о том, что вы ему говорили на исповеди. Если он это сделает, то перестанет быть священником, лишится благодати священства и будет извержен из сана. Священник сам грешный, и он понимает, как вам трудно бороться с грехом. Тем более если вы жили до этого не зная Бога. Он посочувствует вам, поможет.
Но исповедь — это не просто плачь о содеянных грехах. Это и твердое обещание исправиться. А как исправить свою жизнь? Об этом написано много книг. Но как даже самый хороший самоучитель игры на гитаре не заменит учителя, так и книги о духовной жизни не заменят вам совета духовного наставника. Когда вы закончите перечислять свои грехи, послушайте, что скажет батюшка. И помолитесь Богу, чтобы услышать то, что хочет ответить на вашу исповедь Сам Бог. Священник — это водопроводный кран, из которого течет вода. Он не является источником воды. Та благодать, которая проходит через него, она от Бога. И весь секрет в том, что нужно уметь повернуть этот кран. Это означает, что нужно к священнику отнестись с доверием. Иногда и священники ошибаются, но Господь силен вразумить их и исправить ошибку. Иногда мне трудно что-то ответить исповедующемуся. А иногда, бывает, я говорю вещи, которым сам удивляюсь. Но это не моя заслуга. Это заслуга того человека, который отнесся ко мне с верой, доверился благодати, которая почивает на священнослужителе.

7. Исповедался — что дальше?
После того как вы выслушаете слова священника, вы можете встать на колени, и лучше бы так сделать. Священник накроет вас епитрахилью (так называется часть облачения священника) и прочитает молитву. Иногда священники читают краткую молитву, иногда более полную. Именно в этот момент Бог прощает вам ваши грехи. И нужно особенно усердно молиться — обещать исправиться и просить у Бога сил для этого. Затем вы встанете с колен, и священник даст вам поцеловать крест и Евангелие — этим вы дадите торжественное обещание, обет Богу не повторять тех грехов, в которых только что покаялись. Нужно отнестись к этому очень ответственно и следить за собой, чтобы не отступить от своего обещания. Не всегда это получается, но в этом случае нужно будет снова и снова каяться. И каяться с еще большим, глубоким покаянным чувством. Потому что, если вы покаялись в грехе однажды и вновь совершили его, этот грех требует сугубого покаяния, и надо обязательно сказать священнику, что в этом вы уже каялись, но снова впали в этот грех и снова просите прощения у Бога. Это очень важно — покаявшись, обещать Богу исправление своей жизни.
Покаяние, дорогие друзья, это как второе крещение. В покаянии возобновляется тот благодатный дар, который Бог дает нам при крещении и миропомазании. В покаянии вы соединяетесь с Церковью. Становитесь членом Церкви. Той Церкви, в которой пребывают святые. Вы сами становитесь святым, потому что святые — это не какие-то удивительно совершенные люди, а покаявшиеся грешники. Вы можете стать одним из них. Когда вы ощутите эту радость покаяния, ощутите радость быть чистым, радость иметь добрую совесть, если вы когда-нибудь сподобитесь этого величайшего дара, я думаю, вы будете стараться чаще приходить на исповедь. Хотя дьявол будет в этом мешать — то времени нет, то желания нет, то как будто что-то мешает, — дела будут вдруг появляться, заботы, какие-то прямо физические препятствия. Откладываешь с разу на раз и радуешься, когда ты приходишь, а исповеди нет. Такое даже бывает. Это дьявольские штучки, он изобретатель на всякого рода зло. Но с молитвой к Богу нужно обязательно преодолеть злую силу. И сделать так, чтобы исповедь совершалась регулярно. Тогда, раз от раза, от каждой исповеди к следующей, вы будете восходить по духовной лестнице совершенства, восходить к Царству Небесному.

Записала Екатерина СТЕПАНОВА

Views (20525)

One thought on “Семь вопросов об исповеди.”

  1. Покаяние
    Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.
    Таинство Покаяния установлено Самим Господом Иисусом Христом. Сначала Он еще прежде Своего воскресения обещал апостолам даровать власть прощать грехи: «Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф.18:18).
    Явившись после воскресения Своим ученикам, собранным сместе, кроме одного апостола Фомы, Спаситель действительно дал им эту власть, сказав: «Приимите Дух Свят: им же отпустите грехи, отпустятся им: и им же держите, держатся» (Ин.20:22-23).
    Из этих слов следует:
    а) Сам Господь преподал апостолам и их преемникам власть прощать грехи, т.е. это таинство может совершать только священнослужитель – пресвитер или епископ;
    б) отпускаются грехи или удерживаются именно Духом Святым, т.е. Божественной невидимой силой и действием;
    в) священнослужитель выражает эту власть видимым образом: через благословение, как священнодействие и произношении им разрешительной от грехов молитвы.
    Следует сказать, что к Покаянию призывал еще до Христа Его Предтеча Иоанн Креститель, который «проповедовал крещение покаяния в отпущение грехов, а приходившие к Иоанну Крестителю «исповедывали грехи своя» (Мк.1:4-5). Кроме того, Иоанн Предтеча проповедовал покаяние «по глаголу Божию» (Лк.3:2), и был для этого «послан Богом» (Ин.1:33).
    Видимая сторона таинства Покаяния состоит в исповедании грехов, которое совершает кающийся перед Богом в присутствии священника, а также и в разрешении грехов, произносимом священником после исповеди.
    Сама исповедь совершается следующим образом: перед Крестом и Евангелием, лежащих на аналое, как бы перед Самим Господом, кающийся после предварительных молитв и увещаний со стороны священника, устно исповедует все свои грехи, ничего не скрывая, не оправдываясь, но обвиняя себя.
    Священник, выслушав всю исповедь, покрывает голову кающегося епитрахилью и читает разрешительную молитву, в которой и через которую именем Иисусом Христа по данной ему власти разрешает кающегося от всех исповеданных грехов. Если же грехи окажутся особенно тяжкими, то священник по своему усмотрению может не разрешить, а удержать их на грешнике.
    Невидимое действие благодати Божией состоит в том, что истинно кающийся, при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. При этом действии кающийся примиряется с Богом, Церковью и собственной совестью и, освобождаясь от вечных наказаний за грехи, получает надежду на вечное спасение. «Аще исповедаем грехи наша, – говорит апостол Иоанн, – верен есть и праведен (Господь), да оставит нам грехи наша, и очитстит нас от всякия неправды» (1 Ин.1:9).
    Для того, чтобы приступающий к таинству Покаяния мог действительно получить отпущение грехов, от него требуется:
    а) сокрушение о грехах;
    б) твердое намерение исправить свою жизнь;
    в) надежду на милосердие Христа и веру во Спасителя.
    Сокрушение о грехах. Этого требует сама сущность покаяния. Кто истинно кается, тот не может не сознавать всей тяжести своих грехов, которых множество, «как песок морской». Такой человек не может не скорбеть сердцем и не сокрушаться о своих грехах. Поэтому Церковь в первую подготовительную неделю перед Великим Постом предлагает за воскресным богослужением притчу у мытаре и фарисее, а затем евангельское повествование (во 2-ю неделю) об блудном сыне.
    О сокрушении о грехах свидетельствует и апостол Павел: «Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает» (2 Кор.7:10), т.е. печаль о том, что мы своими грехами прогневляем Бога, приводит человека ко спасению. Из этого апостольского послания видно, что сокрушение кающегося должно проистекать не из страха только наказания за грехи, не из представления лишь одних гибельных последствий от грехов, а преимущественно из любви к Богу, волю Которого человек нарушил, оскорбив этим самым Бога, ибо проявил перед Ним свою неблагодарность, и, сделавшись потому недостойным Его. Св. Иоанн Златоуст говорить об этом так: «Когда согрешаешь ты, – плачь и стенай не о том, что будешь наказан, это еще не важно; но о том, что ты оскорбил Своего Владыку, Который столько благ, столько тебя любит, столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в сем состоит исповедание». В другом месте этот же Святитель пишет: «Как огонь, падая на вещество, обыкновенно потребляет все, так и огонь любви, где только не падет, все потребляет и изглаждает… Где любовь, там потреблены все грехи» / На 2 Тим.Бесед. VII. 3/.
    Говоря иначе, главное условие для примирения человека с Богом есть, по учению св. Иоанна Златоуста, любовь к Богу, а не боязнь наказания за грех.
    Намерение исправить свою жизнь. О твердом намерении исправить свою жизнь, как необходимом условии для получения прощения грехов, говорит пророк Иезекииль: «И егда грешник возвратится от беззакония своего и сотворит суд и правду, той жив будет в них» (Иез.33:19).
    Раскаяние же на одних словах, без внутреннего даже желания исправить свою жизнь, заслуживает еще большего осуждения. Подобное отношение к таинству ап. Павел сравнивает с повторным распинанием грешниками Сына Божия: «Невозможно, однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и сделавшихся причастниками Духа Святаго отпадших, невозможно таких опять обновлять покаянием; когда они снова распинают в себе Сына Божия» (Евр.6:4-6).
    Св. Василий Великий рассуждает об исповеди следующим образом: «Не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остается во грехе; но тот, кто по слову псалма, «обрел грех свой и возненавидел». Какую пользу принесет больному попечению врача, когда страждущий болезнью крепко держится того, что разрушительно для жизни? Так никакой пользы от прощения неправд делающему еще неправду, и от извинения в распутстве – продолжающему жить распутно» /Твор. Св. отцов. VI, 58/.
    Вера во Христа и надежда на Его милосердие. Без веры и надежды душа человека-грешника обречена на уныние, но вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, способны умиротворять самую возмущенную, истерзанную совесть грешника. Примером этого может служить троекратное отречение от Христа апостола Петра, который сам впоследствии говорил сотнику Корнилию и бывшим с ним о надежде на помилование от Бога так: «О Сем, то есть об Иисусе Христе вси пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в Онь» (Деян.10:43).
    Из Священной истории Нового Завета известно, например, что за искреннее покаяние была помилована Господом грешница, омывшая слезами ноги Спасителя, помазавшая их миром и отершая своими волосами (Лк.7:36-50). Из истории христианской Церкви известно, что многие величайшие грешники покаянием перешли на путь добродетельной жизни и получили спасение, как например, св. мч. Евдокия (память 1 марта), прп. Мария Египетская (память 1 апреля).
    Для возбуждения же чувств, требуемых искренним раскаянием, существуют особые средства – пост и молитва. По уставу Церкви для приготовления к исповеди полагается недельный срок. Воздерживаясь в это время в пище и питии, каждый кающийся должен ежедневно присутствовать за богослужением в храме, более чаще молиться и дома, читать Священно Писание, удаляться от праздных забав, развлечений и удовольствий. Вспоминать в этот период все свои грехи, совершенные за время после предшествующей исповеди.
    Время такого приготовления к таинству Покаяния иногда называют говением, т.е. временем особенно благоговейного поведения христианина.
    Из повествования Св. Писания известно на примерах Моисея и Иисуса Христа, которые, принимая на себя грехи народа: Моисей – еврейского, а Спаситель – грехи всего мира, – проводили по 40 дней в посте и молитве.
    Даже из обыденной жизни мы знаем. что когда человек серьезно чем-либо занят, то он часто забывает о пище. Тем более, когда требуются усилия человеку в наиважнейшем делании – над своей душой, то при чрезмерном употреблении пищи просто невозможно будет сосредоточиться и молитвенно настроить себя для духовного бодрствования. Или, как говорил древние мудрецы: «Нужно есть, чтобы жить, а не жить, для того, чтобы есть!» Святой Иоанн Златоуст учит: «Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра; он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врачом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, искренно молящегося и постящегося» /Титов Г., свящ. Ч.2. с. 90 «Уроки по простран. христ. кат»/.
    После исповеди на кающегося иногда налагается епитимия, как средство к очищению и умиротворению совести уже покаявшегося грешника. Слово « » значит «наказание по законам», а также «почесть, честное имя». Но точнее и сообразнее со значением епитимии переводят на русский язык как «запрещение» (см. перев. С греч. 2 Кор.2:6).
    Епитимия налагается на кающегося не для того, чтобы удовлетворить правосудию Божию, так как такое удовлетворение на все времена для всех людей, и за все грехи дано Иисусом Христом в Его Искупительной жертве, но для того, чтобы помочь кающемуся победить привычку ко греху и сознать всю тяжесть своих грехов.
    Св. Григорий Богослов так об этом рассуждает: «Как телам не одинаковые даются лекарства и пища, так и души врачуются различным образом и способом. Свидетелями такого врачевания являются сами болящие… Для иных нужен бич, а для других узда… Одних исправляет увещание, других выговор… Для иных хорошо и полезно одно, а для иных другое, сообразно тому, как требуют время и обстоятельства, и как допускает нрав врачуемого» /с.973. С.В.Булгаков. Настольная книга для свящ.-церк.-служит. 2-е изд. Харьков, 1900/.
    Смотря по свойству грехов и нравственному состоянию грешника, епитимии бывают различные. Например, человеку невоздержанному назначается пост сверх положенного для всех; скупому и жадному – раздаяние милостыни; рассеянному и увлекающемуся мирскими удовольствиями – более частое хождение в храм, чтение Св. Писания, усиленная домашняя молитва с земными поклонами и т.п.
    За некоторые же более тяжкие грехи грешник может быть даже отлучен от Церкви или от св. Причащения на определенное время. Таким образом, епитимья – на наказание собственно, а особое воспитательное средство, применяемое по отношению к грешнику.
    Св. Иоанн Златоуст так говорит о связи Покаяния и епитимьи: «Покаянием я называю не то, чтобы только отстать от прежних худых дел, но еще более то, чтобы делать добрые дела. «Сотворите, – говорит Иоанн (Предтеча Христов), – плоды достойны покаяния». Как же нам сотворить их? Поступая напротив. Например, ты похищал чужое? – Впредь давай и свое. Долгое время любодействовал? Теперь воздерживайся от общения со своей женой в известные дни и привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил кого? Впредь благословляй обижающих тебя… Ибо для исцеления нашего недовольно только вынуть из тела стрелу, но еще нужно приложить лекарство к ране. Ты прежде предавался сластолюбию и пьянству? Теперь постись и пей одну воду, ибо сказано: «уклонись от зла и сотвори благо» (Пс.33). / Бес. X на еванг. Мф.с. 179 – 190/.
    Следует только помнить, что при наложении епитимьи важно обращать внимание на состояние кающегося, чтобы иногда не назначить такой епитимьи, которой невозможно будет человеку исполнить. Нельзя, например, больным и старым назначать пост или делать земные поклоны и т.п.
    Достойно внимания, что и в Ветхом Завете покаяние имело большое значение. Например, Ной проповедовал покаяние, и послушавшие его спаслись (Быт.7 гл.; 1 Пет.3:20). Иона возвестил ниневитянам погибель, но они, раскаявшись в своих грехах, умилостивили Бога своими молитвами, и получили спасение, хотя были далеки от Бога (Ион.3 гл.).
    Иногда к священнику обращаются с таким вопросом или ропотом: вот я болею такой-то болезнью, но сколько ни исповедовался, ни причащался, а исцеления от Бога не получаю. Однажды с подобным вопросом обратились к Оптинскому старцу схиеромонаху Амвросию, которые так ответил: «Хотя Господь и продает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания. Например, благоразумному разбойнику Сам Господь сказал: днесь со Мною будеши в раи; а между тем после этих слов перебили ему голени; а каково было еще на одних руках, с перебитыми голенями, повисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно было страдание очистительное. – Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них: а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи» / с. 92-93. – Вечное. Сборник № 9. Март. 1986 г. № 345/.
    Если в Православной Церкви эпитимия имеет значение врачевства для кающегося, то в Католической Церкви эпитимия это не врачевство, а удовлетворение за грех, или возмездие, уплата. Поэтому в Католической Церкви существует такое понятие как индульгенция. Богословие католиков учит, что удовлетворение, принесенное Иисусом Христом, освобождает грешника собственно от вечного наказания; но кроме этого существуют еще временные наказания за «временые грехи», и эти временные наказания и составляет эпитимия, как удовлетворение за временный грех. Это удовлетворение совершается двояко: или самим грешником, или через других, в силу сверхдолжных заслуг Иисуса Христа и святых, заслуги которых усвояются грешнику. Для приобретения этих заслуг достаточно грешнику только заплатить определенную сумму в пользу Церкви. Причем посредством разных денежных сумм, можно заранее «купит» прощение в том или ином грехе и избегнуть наказания.
    Что касается Протестантов, то у них Покаяние не признается за таинство, отсутствует исповедь, лишь имеет место «общее чувство скорби о грехах».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.