Слово на литургии в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

«Ты еси Бог наш. Разве Тебе иного не знаем, Имя Твое именуем…»
Начиная с первого дня Св. Пасхи и кончая субботой пред праздником Пятидесятницы в православных храмах ежедневно звучит благовестие о первых временах бытия Церкви Христовой, – благовестие, которое содержится в книге Деяний Святых Апостолов.
Сегодня апостольское чтение из этой книги повествует о событиях, с которыми связано самое наименование верующих во Христа Хри­стианами.
В городе Антиохии проповедь о Христе впервые была обращена к языческому населению. Имена тех пришельцев с острова Кипр и с берегов Северной Африки, которые были первыми благовестниками и языческой среде, нам неизвестны. Но Дееписатель говорит нам, что «была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (Деян. 11:21).
Духовным окормлением и воспитанием этой новой паствы с боль­шим усердием занимались святые апостолы Варнава и Павел. «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян. 11:26).
В ближайшем и широком смысле слова христианами называют тех, кто принимают Евангелие Христово и стремятся быть последова­телями Христа в своей жизни. Однако история христианской религии показывает, что наряду с истинным учением о Христе существовали и ложные о Нем учения, что наряду с верными и всецело преданными Христу Его последователями нередко встречались христиане лишь по имени, но не по жизни.
Именно по этой причине святые Апостолы, а после них многие свя­тые Отцы и учители Церкви неоднократно и настойчиво увещевали верующих быть внимательными, испытывать «духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1), а с другой стороны, проверять самих себя, свою собственную жизнь, сле­дуя апостольскому совету: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследывайте» (2 Кор. 13:5).
Каковы же те признаки, которыми отличается подлинный христи­анин? Какой должна быть жизнь, достойная называться христианской?
Не может быть признан христианином тот, кто видит во Христе лишь мудрого учителя нравственности, великого гуманиста, предан­ного идеалам добра и запечатлевшего верность этим идеалам своей мученической смертью, но не верит при этом в истину Воскресения Христова. «Если Христос не воскрес, – говорит Апостол, – то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших… И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15: 17, 19).
Выражая свою непоколебимую веру в Воскресение Христово, свя­тая Православная Церковь «праздником праздников и торжеством из торжеств» именует «Пасху Божию спасительную», ибо именно чрез Воскресение Христа, как «Первенца из умерших» (1 Кор. 15:20), от­крылся и для всех нас путь к будущей вечной жизни со Христом.
Апостол Павел одним из важнейших условий спасения называет наряду с верой в Воскресение Христово исповедание Иисуса Господом. «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Гос­подом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9).
Какая же истина сокрывается в этом спасительном исповедании?
Слово «Господь» (в форме «Адонаи», то есть, Господь мой) в Вет­хом Завете прилагалось к Единому истинному Богу и говорило о без­граничной власти Ягве над всем сотворенным миром.
В Новом же Завете Апостолы, как «свидетели воскресения» (Деян. 1:22) – этого неслыханного чуда, завершившегося вознесением Иисуса на небо и седением одесную Бога и Отца (Мк. 16:19), упот­ребляют слово «Господь» и в отношении Того, Кого они знали прежде как любимого Учителя, но Кто, в действительности, есть Бог, вопло­тившийся Единородный Сын Божий, Которому «дана всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Он владычествует над живыми и мертвыми (Рим. 14:9). Он спрославляется Отцу и Святому Духу, как единосущный Им, и есть воистину «Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим. 6:15).
В своей первой речи к народу, произнесенной в день Пятидесят­ницы, апостол Петр засвидетельствовал, что «Бог соделал Господом и Христом. Сего Иисуса, Которого… распяли» (Деян. 2:36).
Слово «Христос», или по-еврейски «Мессия», означает «Помазан­ник».
В 44-м псалме, который Церковь признает «мессианским», т. е. относящимся к Лицу Сына Божия, ставшего чрез воплощение Сыном Человеческим, есть следующее место: «Престол Твой, Боже, вовек… Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой, елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44:7-8; Евр. 1:8-9).
Здесь говорится о том, что Бог Отец помазал Сына Своего «елеем радости», т. е. Духом Святым, как это становится очевидным при сопоставлении с известным пророчеством Исаии, которое применительно к Себе изъяснил Господь в Своей проповеди в Назаретской синагоге.
Сын Божий Единородный всегда пребывает «в недре Отчем» (Ин. 1:18) в нераздельном единении со Отцем и Святым Духом, Кото­рый от Отца исходит (Ин. 15:26). И потому помазание, о котором говорит пророческое и апостольское слово, не может, конечно, быть подобным тому помазанию елеем или оливковым маслом, которое со­вершалось над ветхозаветными людьми, когда они поставлялись на то или иное служение.
Воплотившийся Сын Божий, согласно Его собственным словам, «пришел, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления мно­гих» (Мф. 20:28). Его служение было неизмеримо выше, чем служение любого ветхозаветного царя, священника или пророка. И потому пома­зание «елеем радости» следует понимать как преизобильное облагодатствование той созданной Им для Себя человеческой природы, которую Сын Божий благоволил воспринять от Пресвятой Девы Марии, «нас ради человек и нашего ради спасения».
«Помазание», или облагодатствование по человечеству, было для Него предначатием великого искупительного подвига. Совершив этот подвиг, Христос – Божественный Помазанник пребывает ныне в осно­ванной Им Церкви и делает Своими причастниками – христиа­нами – тех, кто, глубоко и искренне веруя в Него как Бога и Спа­сителя, получают облагодатствование действием Духа Святого в свя­тых таинствах, становятся Христовыми (1 Кор. 3:23) по самой жизни своей во Христе и со Христом.
Личное имя нашего Спасителя «Иисус» (что значит Ягве – Спа­ситель) Апостолы обычно сочетают со словами: Господь и Христос, подчеркивая спасительную силу Имени Богочеловека.
В известном месте послания ап. Павла к Филиппийцам, которое мы слышим в литургийном апостольском чтении в Богородичные празд­ники, почитание Имени Господня ставится в прямую связь с исповеда­нием Иисуса Богом и истинным Мессией, т. е. Господом и Христом: «Бог превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и пре­исподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:9-11).
В Символе веры мы говорим: «Верую… во Единаго Господа Иису­са Христа Сына Божия Единороднаго…». Перед началом важнейшей части Божественной Литургии – ее Евхаристического канона – мы слы­шим слова апостольского благопожелания: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа буди со всеми вами!»
В так называемой «Иисусовой молитве», которую Церковь советует чаще произносить каждому христианину, мы также употребляем это сочетание трех священных наименований нашего Спасителя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!»
Православные богословы подлинно церковного направления, го­воря о Спасителе, как правило, не называют Его просто именем «Иисус», а пользуются исполненным благоговения выражением: «Гос­подь наш Иисус Христос».
Мы стали христианами с того момента, когда над нами были со­вершены таинства св. крещения и миропомазания. «Все вы, – говорит ап. Павел, – во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог» (2 Кор. 1:21). Как бы комментируя эти слова Отец Церкви II века св. Феофил, епископ Антиохийский, говорит: «Мы потому и называемся христианами, что помазываемся елеем Божиим» (К Автолику 1:12). Святой отец как бы напоминает нам, что мы потому ста­новимся христианами, что получаем помазание от Того же «елея ра­дости», т. е. от Духа Святого, Которым по человечеству был помазан Сам Господь наш Иисус Христос.
Цель же подлинно христианской жизни, по словам великих под­вижников веры и благочестия, состоит в «стяжании Духа Святого» (преп. Серафим Саровский) или в том, что жизнь наша стала «жизнью во Христе».
Будем же стремиться к тому, чтобы благодать Божия, дарованная нам в крещении и миропомазании, не осталась бездейственной в нас по причине нашей беспечности и нерадения, но чтобы, облекшись во Христа, став ветвями Божественной Лозы, мы смогли принести угод­ный нашему Господу и Спасителю плод подлинно христианского бла­гочестия во славу возлюбившего и спасающего нас Триединого Бога – Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

протоиерей Ливерий Воронов

Views (55)