Св. Амвросий, епископ медиоланский, память коего совершается ныне, родился в 340 г. в Галлии, где отец его был правителем. В детстве лишившись матери, он был старательно воспитан благочестивою сестрою. Получив блестящее образование, он сделался правителем двух италийских областей. Префект Проб, посылая его в области, сказал: «управляй ими не как судья, а как епископ». И Амвросий действительно правил милостиво, и все любили его.
Святитель Николай, день памяти коего славно празднуется ныне, среди других христианских добродетелей отличался милосердием и состраданием к бедным и несчастным. Хотя милосердие к бедным есть царица добродетелей и может нам открыть врата царствия Божия, но не всегда, а при соблюдении известных условий. Посему в день памяти сего великаго угодника Божия прилично будет побеседовать о том, какая милостыня сильна исходатайствовать нам помилование у Бога и вечное блаженство на небе.
Об исцелении десяти прокаженных.Сегодня вы слышали Евангельское повествование об исцелении Иисусом Христом десяти прокаженных (Лк. 17, 12–19).Проказа – это заболевание, которое преимущественно распространено в южных странах. У человека на лице и на теле появляются пятна, тело теряет чувствительность, гниет, лицо распухает. У человека выпадают волосы и зубы, изо рта непрестанно сочится зловонная слюна. Плоть отпадает, обнажая кости…
Слово на день святой великомученицы Варвары. Венец невесты Христовой, ныне торжественно нами ублажаемой, блистает многими драгоценными камнями, то есть, великими подвигами мученическими и великими дарами духовными; но наиболее блистает в сем венце и привлекает благоговейный взор всех одно многоценное перло. Это принятый свыше великомученицей дар: спасать от внезапной болезни и наглые смерти всякого, кто с верой и любовью притекает к ее о том ходатайству пред Богом.
Возлюбленные во Христе братия и сестры! В нынешнее воскресенье Святая Церковь предложила нам Евангельское чтение о чудесном исцелении Господом нашим Иисусом Христом одной несчастной скорченной женщины. Однажды, по Своему обыкновению, вошел Господь в субботу в иудейскую синагогу и стал проповедовать там слово Божие. И увидел женщину, которая восемнадцать лет страдала тяжким недугом немощи, — она была скорчена и не могла выпрямиться. Господь сжалился над нею и, подозвав ее к Себе, сказал: Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего (Лк. 13, 12). И Он возложил на нее руки Свои, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
Если во многие праздники Божией Матери так хочется говорить и вспоминать о чудном Матернем Ее заступлении рода человеческого, то ныне, когда Она, чистейшая Дева, провождаемая «свещеносицами девами», как трилетствующая юница, входит в храм Господень, душа чувствует побуждение говорить и изображать чудную добродетель девства, которая столь Ее украсила и произрастила из себя прочие Ее добродетели, как тенистый лес гору, Ее покрывшие и душу Ее как бы в «преиспещренную» (Пс. 44:10) прекрасную одежду одевшие.
Дорогие братия и сестры! В сегодняшнем воскресном евангельском чтении, которое только что мы прослушали, Спасителем мира и Господом нашим Иисусом Христом решен весьма важный для всех нас вопрос: что делать нам, чтобы наследовать жизнь вечную? Этот вопрос был предложен Господу неким иудейским законником. Он спросил Спасителя: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь …
Слово в день Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил
Остановимся, братие, ныне своею мыслию на этой тайне единения во Христе существ земных и небесных, из которых Он устроил единую Церковь земную и небесную.
Гадаринский бесноватый. Изшедшу же Ему (Иисусу Христу) на зем лю, срете его муж некий от града, иже имя ше бесы от лет многих, и в ризу не облача шеся, и во храме не живяше, но во гробех. Лк. 8:27 Вы слышали, возлюбленные братья, читанную сегодня евангельскую повесть о бесноватом в Гадаринской стране и исцелении его Иисусом Христом? Слышали, как бесы мучили несчастного человека и как он бедственно влачил свою жалкую жизнь?
Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.Откройте сердца ваши, обострите слух ваш к восприятию изумительных, необыкновенных, глубочайших слов Христовых: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31).
Когда человек с чистым сердцем впервые слышит эти слова Христовы, он смущается, ему становится даже неловко.
В Неделю 15-ю по Пятидесятнице. О любви к Богу
В день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Чтобы иметь представление о характере страданий святых мучениц, необходимо вспомнить время и обстоятельства, при которых совершался их мученический подвиг. Святая София жила в городе Риме, в Италии, во времена царствования императора Адриана.
Укажи нам, грешным, путь жизни спасительной.
Други наши! «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1Кор.1:18). И вчера мы с вами зримо прикасались к этой силе, став участниками Воздвижения Креста Господня. Мимо каждого из вас проплыло Животворящее Древо, изнесенное из Святая Святых, из земного неба, из алтаря Господня.
Поучение в неделю 13-ю по Пятидесятнице
Усекновение главы Иоанна Предтечи
О прощении обид (проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице)
Слово в день Преображения Господня
«И се мужа два с Ним глаголюща, яже беста Моисей и Илия: явлшася во славе, глаголаша же исход Его, его же хотяше скончати во Иерусалиме» (Лук.9:30—31).
И среди славы небожители говорят не о славе. После стольких благодеяний для людей, и после стольких оскорблений, со стороны людей, человечество Христа Иисуса осиявается на Фаворе славою божественною; Божество, скрывавшееся под завесою плоти, проявляется сквозь завесу плоти в своем величии и славе. О чем бы, казалось, приличнее всего говорить теперь явившимся Моисею и Илии, как не о славе, в которой они видят еще на земле Богочеловека-искупителя? Но — они говорят не о том. Они говорят о кресте и смерти, которые ожидают Господа в Иерусалиме.
На изнесение честных древ Животворящего Креста Господня
Крест — хранитель всея вселенныя,
Крест — красота Церкве,
Крест — верных утверждение,
Крест — Ангелов слава и демонов язва.
Слово в Неделю 7-ю по Пятидесятнице
Много поводов представляет для напоминания о подобном наставлении современная общественная жизнь: люди как бы стараются оттеснить друг друга с лица земли, «угрызают и снедают», — по апостолу (Гал. 5:15)
НЕДЕЛЯ 6-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ Рим. 110 зач. (12, 6–14) И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице
Эти слова исполнились, братие, на нас и на других народах, которые вместо Израиля унаследовали Царствие Христово. Нам вверено неисследимое богатство, какое заключается в открывшейся чрез Христа, Спасителя нашего, новой жизни и в соединенной с нею непрестанной радости о Дусе Святе.
«Не пецытеся душею вашею, что ясте или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся» (Матф. 6:25).
Как не заботиться о нужном для земной жизни? Как не заботитьcя о пище и одежде? Наша одежда сама собой не шьется, наша пища сама собой не готовится; наши дома сами собой не строятся и не нагреваются в холоде. К тому же земные вещи могут быт обращаемы на пользу вечной жизни: ими мы можем служить ближнему в его нуждах их можем употреблять на службу Богу.
Каких же забот о земном не велит иметь христианину Господь наш?
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные во Христе! Сегодня Православная Церковь торжественно празднует светлую память всех святых, в земле Русской просиявших, прославленных Богом за их богоугодные подвиги и святую жизнь. Это первенцы православного русского народа, искупленные бесценной Кровью Христовой и освященные благодатью Святаго Духа, приведенные к Богу Отцу Иисусом Христом. Это благословенные плоды святой православной веры, христианства, насажденного в среде нашего русского народа.
Слово в неделю 6-ю по Пасхе, о слепом
Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!
Сегодня Святая Православная Церковь вспоминает установленным чтением из Святого Евангелия величайшее чудо — исцеление слепорожденного, совершенное Господом Иисусом Христом. Так как этого слепого от рождения почти все знали, то весть о его прозрении быстро распространилась свидетелями чуда, и народ, пораженный небывалым исцелением, пришел в волнение и движение. Фарисеи, встревоженные этим движением, поспешили собраться для расследования события и обсуждения предстоявших им действий.
Христос воскресе!
Други наши, вот уже и преполовился праздник Святой Пасхи и склонился теперь к своему отданию. А Церковь Христова, детоводительница наша ко спасению, снисходя к немощи ослабевших душ наших, снова зовет нас на источник живой воды, к слову Божию, кое только и может оживотворять нашу душу, дух и тело.
О Тайной вечере. В Великий Четверг Накануне иудейской пасхи Спаситель собрал учеников в простой, чисто убранной горнице для совместной трапезы, исполненной величия и печали. Простая пища, простое питье на столе – хлеб и красное виноградное вино. Но этот скромный стол словно бы распространился на всю вселенную, и на нем распростерся закалаемый за грехи человечества Агнец Божий. Тайной вечерей Господней началась непрекращающаяся с той поры таинственная Трапеза рода христианского – Божественная Евхаристия.
Суббота 5-ой седмицы Великого поста. Похвала Пресвятой Богородицы
«Отныне будут ублажать Меня все роды.»(Лк.1:48)
Эти слова Божией Матери читаются во время Божественной Литургии в дни Богородичных праздников. Слышатся они и за нашими вечерними богослужениями. В них заключен глубокий пророческий смысл.
Слово в Неделю 4-ю Великого поста
Благовещение Пресвятой Богородицы
Неделя Крестопоклонная Великого поста. Благодарим Господа.
Слово на Богоявление.Все, что сотворил Бог и Спаситель наш, все, что только видит око и о чем размышляет душа, что исследует ум и осязает рука, что объемлет мысль и вмещает природа человеческая, — все это хорошо, и весьма хорошо. Ибо что прекраснее небесной тверди, что разноцветнее земной поверхности, что быстрее течения солнечного, что приятнее лунного сияния?
Слово в неделю перед Богоявлением. Путь к Богу. Закончился праздник Рождества Христова, приближается праздник Крещения Господня. В первые века это был один праздник — Богоявления, когда вспоминалось и рождение Спасителя, и выход Его на проповедь. Но к концу IV века Рождество и Крещение стали отмечаться раздельно.
Слово в день праздника Обрезания Господняи памяти святителя Василия Великого. В праздник Обрезания Господня и святителя Василия Великого Церковь с новой силой являет нам тайну того, что Слово стало плотию. Днесь Господь обрезание терпит и принимает имя, нареченное архангелом Гавриилом прежде Своего рождения.
Сегодня, в субботу по Рождестве Христовом, Евангелист Матфей приводит слова Пророка Исаии о Иисусе Христе. Но зачем очевидцу жизни Господа ссылаться на того, кто жил несколько сотен лет назад? Зачем указывать на то, что является только тенью событий? Но часто взор только на расстоянии может охватить всю картину. А тень порой может подчеркнуть то, чего не замечаешь, разглядывая сам предмет.
Слово в попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы.«Христос раждается! Славите! Видев Зиждитель гиблема человека… егоже созда, приклонив небеса, сходит…» Круг лета спокойно и неумолимо Божиим велением идет по жизни, и яркой звездой вспыхивают в нем напоминания о Божественной любви — праздники Господни. И ныне Рождество Христово!
Слово на праздник Рождества Христова. О благах, дарованных нам Рождеством Христовым. Приветствую вас, возлюбленные во Христе братия и сестры, с праздником Рождества Христова, который является для нас после Пасхи самым великим праздником. Такое значение Рождества Христова объясняется теми неизреченными благами, которыя оно нам даровало.
Слово в сочельник Рождества Христова 6 января Поздравляю вас с навечерием великого праздника Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.Это удивительный праздник, и удивительный сегодня день, так же как удивительна бывает и Великая Суббота перед Пасхой. Праздник — это Рождество, праздник — это Пасха, а вот накануне такого праздника, когда нас уже охватывает радость, когда мы веселимся, радуемся в преддверии окончания поста, — а сегодня сугубый пост, — бывает радостное предпразднование, и смысл этого предпразднования заключается в том, чтобы осмыслить самый праздник, продумать его.
Views (409)