Слово на святую Пасху


Неизреченно человеколюбие Христа, проявленное к нам, ибо многими дарами Он наполнил Свою Церковь. Великий в замысле и могущественный в его исполнении, Он искупил от клятвы закона(Гал 3:13) и освободил нашу природу от бывшего рукописания(Кол 2:14). Он на древе [крестном] восторжествовал над тем, кто соблазнил древом [жизни]. Он притупил жало смерти (1 Кор 15:55-56). Заматеревших во грехе Он возродил к жизни не через огонь, но через воду. Трехдневное погребение Он соделал дверью, ведущей к воскресению. Отчужденных от общества Израильского (Еф 2:12) Он провозгласил согражданами святым и своими Богу(Еф 2:19).Чуждых заветов обетования (Еф 2:12) Он посвятил в небесные тайны. Не имеющих надежды( Еф 2:12) Он одарил Святым Духом – залогом спасения (2 Кор 1:22).Безбожников в мире(Еф 2:12) Он устроил храмами Святой Троицы. Бывших некогда далеко(Еф 2:13) – не в пространстве, но по нраву, не по расстоянию, но по сознанию, не по положению, но по служению, – сделал близкими ( Еф 2:13) через крест спасения, заключив в Свои объятия строптивых. Подлинно, как говорит пророк: кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? (Ис 66:8). Все ангелы поражены происшедшим; все небесные силы трепещут перед чудом: [небесный] трон не опустел, – но мир оказался спасен; Господь не удалился от небес, освободив при этом землю. Он не оставил недр Отчих, но обезоружил ад. Он пребыл неизменным, став вместе с тем облачением для новопросвещенных ( Гал 3:27).
Бог-Слово существует вечно, и Он окрылил рыболовов для богословия. Поэтому апостол Иоанн восклицает: В начале было Слово , и Слово было у Бога(Ин 1:1)31. Посмотри на точность выражения Евангелиста. Он не говорит – в начале было рождено Слово. Он возвещает не происхождение, а существование. Так как происхождение предполагает указание на основание своего бытия, а коль скоро Евангелист стремится представить безначалие Сына, то он умалчивает о Его рождении и проповедует существование. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин 1:1)34. Этих трех положений достаточно для прочного основания Церкви. Кто же тебя, Иоанн, этому научил? Озеро? – но оно не учит вере; рыболовство? – но оно не говорит о Боге; Зеведей? – но он простец; твое отечество? – но оно всего только бедное селение; твои соотечественники? – но они невежды; иудеи? – но они не веруют; Закон? – но он лишь тень будущих благ(Евр 10:1); Моисей? – но он тяжело говорил и был косноязычен ( Исх 4:10); Авраам? – но он был только прах и пепел(Быт 18:27); Давид? – но он червь, а не человек(Пс 21:7); Пророки? – но покрывало Закона еще оставалось неснятым (2Кор 3:13-16). Итак, как же ты сумел сказать, – в начале было Слово(Ин 1:1); Кто же тебя вознес на такую высоту [умозрения]; Кто одарил тебя этими крыльями? Ты забыл о человеческом естестве, отрешился от земли, преодолел воздушное пространство, миновал эфир, вознесся превыше небес, превзошел ангельские чины, пронесся мимо серафимов и херувимов, приблизился к царскому трону и преклонил главу на груди Царя. Ты получил крылья благодаря вере, когда, прогремев подобно трубе, сообщил [истину] веры, недоступную разуму, когда во всеуслышание, подобно грому, возвестил непостижимое рождение и, как глашатай, провозгласил безначальное бытие, сказав: В начале было Слово(Ин 1:1), в том начале, которое не имеет ничего общего с началом времени. В начале было Слово (Ин 1:1), ибо прежде всякого начала [времени] было Слово. Слово было, а не произошло, ибо Оно, будучи непостижимым для ума, простым, несоставным, недоступным, неизведанным, вечным, неделимым, неизменяемым, несотворенным, во всем Таким же, Каков Родивший, было рождено бесстрастно. В начале было Слово, – чем показал изначальность [сыновней] ипостаси; и Слово было у Бога, – чем удостоверил единство и неделимость Божественной сущности; и Бог было Слово (Ин 1:1), – чем указал на неизменяемость Божественной природы. Оно было в начале у Бога(Ин 1:2), – чем обозначил совечность Сына с Отцом. Все чрез Него начало быть (Ин 1:3), – чем показал, что творение мира было совершено свободно. Все начало быть (Ин 1:3), – прежде было сотворено, а ныне – обновлено.
Итак, посмотри, новопросвещенный, каких удостоился тайн! На собственном опыте ты узнал их действенность. Теперь ты выкуплен, смотри, как бы тебе вновь не попасть в плен. Ты отрекся [от сатаны], блюдись, как бы тебе снова не оказаться у него в подчинении, поддавшись на приманку. Ты подписал договор, потому позаботься о его соблюдении. Тебе вверен талант (см. Мф 25:15), подумай о его должном применении. Ты вступил в брак, пройдя испытание, потрудись, чтобы не впасть в неверность, оскорбив Бога. Ты приведен к свободе, не обижай твоего освободителя, как если бы он был твоим рабом. Ты оделся в светлые одежды, освети [ближнего] своим разумением. Ты изменил свой нрав, не оскорбляй же Святаго Духа(см. Еф 4:30). На самом деле таинство Крещения и беспредельную благодать Распятого еще раньше возвестил пророк, провозгласив: он хочет милости (Мих 7:18)57. О ком же ты говоришь, о пророче? – о Христе, ставшем человеком из-за сострадания [к нам]. Он, оставив неповрежденными девственные ложесна в Своем рождении, Сам обратится и сжалится над нами( Мих 7:19). Подлинно, обратившись, Он отвратил тебя от заблуждения, а сжалился над тобой, – когда одержал победу над общим грехом [тяготевшим над всеми людьми], погрузил же неправды наши (Мих 7:19), – после того как воды таинства Крещения стерли грехи наши в глубинах моря ( Мих 7:19). Поразмысли о крещальной купели и возвести благодать, ибо Крещение есть совокупность всех благ, оно есть очищение мира, восстановление [человеческой] природы, наиболее скорое искупление, самое подходящее лекарство, влага, палящая грехи, губка, очищающая сознание, одежда, не подверженная воздействию времени, плодородное духовное чрево, могила, возрождающая погребенных, бездна, поглощающая грехи, водная стихия, ставшая надгробием диаволу, печать Взявшего крепость [ада], надежный защитник перед Судьей, источник, погашающий огонь гееннский, щедрая благодать, приглашающая разделить трапезу Господню, таинство древнее и одновременно новое, прикровенно указанное Моисеем. Самому же Христу и Богу нашему слава во веки веков, аминь.

епископ Василий Селевкийский

Views (62)