О ней он сам предвозвестил во втором послании к своему возлюбленному ученику, апостолу Тимофею, епископу Ефесскому: «Я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 6-8). Мученическая кончина апостола Павла совершалась так. В последние дни земной жизни апостол Павел содержался вместе с апостолом Петром в Мамертинской темнице.
Отсюда обоих апостолов одновременно повели на казнь, которую они должны были претерпеть по приговору Нерона. За городскими воротами, именуемыми ныне Павловыми (Porta San Paolo), апостолов разлучили друг от друга, и апостола Павла, которого, как римского гражданина, нельзя было предать бесчестной смерти через распятие и в черте города, повели для усечения мечом дальше за город в местность, называвшуюся «Сальвийские Воды». По приведении на место казни апостол Павел, в ожидании мученической кончины, содержался здесь недолгое время в особом подземелье; когда же наступило время казни, он сам преклонил свою выю под меч палача, и тот усек ему главу. От раны истекла кровь с молоком, а усеченная глава, при падении своем, трижды ударилась о землю и на трех местах прикосновения к земле произвела три источника, или три фонтана живой воды, которая не иссякла и поныне.
От этих трех фонтанов, над которыми настоящая церковь выстроена, она и получила свое название.
Над каждым фонтаном, внутри церкви, сооружено по особому памятнику с рельефными изображениями честной главы апостола Павла: причем для большего подражания природе все бледнее и бледнее употреблен мрамор для изваяния главы, чем выражается постепенная ее мертвенность. На стене, за средним памятником, нарисована картина, изображающая суд над апостолом Павлом у иерусалимского префекта Лисия, перед отправлением апостола к кесарю (Деян. 28, 17-20).
В этой же церкви хранится небольшой столб, на котором апостол Павел был усечен мечом. На стенах, за двумя боковыми престолами, нарисованы две картины, изображающие: одна — усечение Павлова, а другая — распятие Петрово. Таким образом, здесь соединена память обоих первоверховных апостолов, предстоятелей и учителей Вселенной, которых болезни и смерть Господь приял паче всякой жертвы, ибо видел их сердечную любовь к Нему.
Здесь нельзя не воскликнуть вместе со Златоустом: «Я люблю Рим: хотя можно хвалить в нем многое — его обширность, древность, красоту, многолюдство, могущество, богатство, военные доблести, но, оставив все это, я прославляю его за то, что Павел при жизни своей писал к римлянам, весьма любил их, беседовал с ними лично и жизнь свою закончил в Риме. И город этим знаменит более, чем всем прочим. Подобно великому и могучему телу, Рим имеет два светлых ока — тела этих святых апостолов. Не так блистательно небо, когда солнце разливает лучи свои, как блистателен город римлян, озаряющий все концы вселенной этими двумя светилами. Оттуда будет восхищен Павел; оттуда — Петр. Помыслите и содрогнитесь, какое зрелище представит Рим, когда Павел и Петр восстанут там из своих гробов и будут восхищены во сретенье Христа, какую розу подносит Рим Христу, какие два венца украшают этот город, какие золотые цепи опоясывают его, какими обладает он источниками. Потому я и удивляюсь Риму, а не множеству золота, не колоннам, не прочим украшениям, но этим столпам Церкви».
Из церкви во имя св. апостола Павла «на Трех Фонтанах» богомолец должен зайти в две другие церкви, стоящие на одном дворе с первой церковью: во имя Божией Матери и во имя мученика Викентия диакона и преподобномученика Анастасия Персянина.
Views (500)