Православный взгляд на причины болезней.

 

Поражается плоть, чтобы исцелилась душа, поражается грех, чтобы жила правда…

Святой Василий Великий

 

 

Православный взгляд на болезнь хорошо известен нам из учения Святых Отцов Церкви. Святые Отцы полагали, что болезни и скорби могут послужить духовному возрастанию человека, помочь ему приблизиться к Богу. С православной точки зрения болезнь является нормой земной жизни, поскольку в грехопадении прародителей Адама и Евы человеческая плоть изменила свои качества — стала немощной, склонной к болезням и старости, смерти и тлению. Болезнь — закономерное явление еще и потому, что человек вольно или невольно впадает в грехи, которые также ведут к болезням. Безусловно, что некоторые болезни бывают от беспечности человеческой: чревоугодие, пьянство и бездействие. «Болезни вместо епитимии идут, терпите благодушно: они будут как мыло у прачек» — говорил святой Феофан Затворник. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что «болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение». Таким образом, святые отцы не считали болезнь местью за грехи, а только средством исправления грехов. Православное понимание болезни шире узкого медицинского, понимающего болезнь как только телесное страдание. Ученые-медики прекрасно знают, что более половины всех нарушений в организме, развивающихся при болезненном состоянии тела имеют «функциональную» природу, т. е. связаны с нарушением душевного и духовного гомеостазиса больного. Недаром считается, что если боль тела «доказывает» его существование, то «душевная боль», переживаемая человеком неопровержимо доказывает существование души. Елеосвящение, соборование, молитва об излечении недугов, действий лекарств, молебны о здравии, использование святой воды, принятие Священных Даров, все это было в арсенале православной медицины. Не следует забывать, что несомненные успехи сделала в свое время и святоотеческая психология. Телесная болезнь и страдания болящего, без сомнения находятся в тесной связи с состоянием его духа и души. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) пишет: «Психотерапия, состоящая в словесном, вернее, духовном воздействии врача на больного — общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней». Именно в христианстве можно найти единение религии и медицины, т. е. и та, и другая тело ценят как святость, целостность с душой, рассматривая плоть и тело как разные понятия, а под плотью понимая плотские помыслы души, при святости тела. Православная Церковь всегда была опорой отечественной медицины, подкрепляя ее усилия своим духовным окормлением, давая больным чудесные исцеления, останавливая народные бедствия в том числе и эпидемии, давая надежду и силу в борьбе с недугами и больным, и медицинским работникам. Особой болезнью даже и с медицинской точки зрения является старость, как процесс постепенного физического одряхления человека с общим ослаблением всех телесных функций. Часто в этом состоянии выявляются особым образом свойства личности (души и духа человека), которые могут в противоположность физической дряхлости иметь необыкновенную силу, привлекательность и красоту: перед нами не старик, а старец, вызывающий благочестивые чувства. Благообразие, однако, не приходит само, а является следствием их трудов и терпеливо понесенных болезней, твердой веры, которая редка сейчас и среди пожилых людей и стариков. Стремление выздороветь должно включать духовный подвиг-молитву, пост (немало болезней, особенно в хирургии лечатся ограничением тех или иных видов пищи или даже голодом), а также отношение болящего к Таинствам Исповеди, Елеосвящения, Причащения Тела и Крови Христовых. Некоторые больные этим и ограничивают свое желание поправить здоровье, отказываясь от врачебной помощи, полагаясь во всем на волю Божию. Такое решение, если оно принято без ведома духовника, является греховным, так как в отношении себя мы не всегда правильно понимаем волю Божию. Кроме того, существованием врачей и методов врачевания уже обозначена воля Божия: «Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир. 38, 12). И так лечиться необходимо, важнее другое — как и у кого. Больной, призванный к подвигу терпения и смирения, сейчас почти не получает духовной поддержки. Слово как лечебный фактор постепенно исчезает из арсенала медицинского работника, у которого обычно «нет времени» разговаривать с больным, а ведь ранее кроме слова соболезнования, утешения и надежды, в арсенал лечебной входили и Таинства Церкви, в частности, молитвы врачей (В. П. Филатов, В. Ф. Войно-Ясенецкий) о своих пациентах. Следует поддерживать в больном и развивать веру в Бога, пусть даже неопределенную, на уровне чувства, что в мире есть что-то святое, страх Божий как осознание более или менее выраженной ответственностью перед Богом и, наконец, признание бессмертия свой Души. Нужно в корне изменить отношение к умирающим людям, «трудящимся последним земным трудом», создать для них подобающую и достойную обстановку. Следует возродить почитание чудотворных икон, особенно икон Божьей Матери: «Владимирская», «Смоленская», «Тихвинская», «Донская», «Избавительница». Все эти надежды мы питали, добиваясь создания нашего общества, попытались эти идеи в его устав. Закончить свое наставление я бы хотел словами молитвы врача: «…Очисти меня от духовной проказы и удостой со всеми благоугодившими Тебе святыми врачами прославлять милость Твою. Спасителю мой, и человеколюбие безначального Твоего Отца, со Единосущным Тебе Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь».

Профессор, доктор медицинских наук, зав. кафедрой педагогики и психологии УГМА, диакон Свято-Троицкого Архиерейского подворья Сергий ВОГУЛКИН

Views (1921)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.