12-я Неделя по Пятидесятнице

rich

 

«Напоминаю вам, братья, Евангелие, которое я благовествовал вам, и в котором утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я преподал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам то, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что Воскрес в третий день, по Писанию. И что явился Кифе (то есть Петру), потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братьям в одно время; потом явился Иакову, также всем Апостолам, а после всех явился и мне, как некоему извергу, говорит Апостол Павел, ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию.  Благодатью Божьею есть то, что есть.»

Видите, какое апостольское чтение святая Церковь избрала нам на сегодняшний день для того, чтобы утвердить нас в определенном настроении, которое должно быть у нас по ряду того чтения Евангельски-воскресного, которое служит для нас опорою, утверждением нас в состоянии того, что мы живем здесь временно. А мы боремся против этого понимания, мы не хотим и думать об этом, но ведь это факт. Да, наша жизнь – это 70 лет, если в силах 80 лет, а дальше – труд и болезнь. А сколько бывает трагических случаев, когда Господь пресекает земную жизнь и в юные годы, и даже в детстве.

О чем говорили нам Воскресные Евангельские чтения за последние недели? Они говорили нам о том, что мы должны быть совершенными, что нам нужно быть христианами, потому что всегда может наступить такой момент, когда Христос позовет нас и скажет: «Иди за мной!» Но как же мы пойдем за Ним, если мы будем в духовном расслаблении, если мы будем духовно слепы и не будем видеть Его обителей горних? И Христос спасает нас от этих состояний. Он дает нам Церковь Святую Свою. А Церковь Православная всегда напоминает нам то, что говорит Библия: как создан мир Божий, как жили первые люди, как совершилось падение. Адам не хотел идти от силы в силу, от благодати в благодать в общении с Богом, а захотел сам в себе иметь эту силу. И ушел… ушел в боковые пути человеческой жизни и поэтому лишился Древа Жизни. Но Господь, Милостивый, Бог Отец, дает нам Сына Своего, который воплотился от Пресвятой Девы, Который жил Евангельским Благовествованием и показал нам, как исполнить заповедь: Любви к Богу и ближнему.

В сегодняшнем послании Апостол Павел и показывает нам истинного, воскресшего Христа, Который приводит нас к Жизни Вечной. Ведь и сам Павел, будучи еще Савлом, тоже блуждал в поисках Правды. Ведь он тоже вначале искал земного Христа, который освободит Иудеев от власти Рима. Но когда он был на пути, чтобы гнать Церковь Божию, ему встретился Сам Христос, уж после Вознесения Своего, и тут Савл сделался Павлом. И, как мы слышали в сегодняшнем чтении, стал проповедником Воскресшего Христа. Он стал Новозаветным Человеком, который свершил, если можно так сказать, великую революцию в мире и превратил весь мир в искание Христа и стремление к жизни во Христе. С именем Апостола Павла связана вся Христова проповедь во всем мире. Вот когда Святая Церковь утвердила нас в том понимании, что мы идем к Вечному Бытию через земное странствование ко Христу, когда Святая Церковь обращается уже к нам и показывает: не ошибитесь.

Как-то недавно я говорил Вам, что христианство не отрицает богатства, как такового, но осуждает тот духовный плен, в который оно захватывает человека. Так, в духовном плену у богатства был тот юноша, о котором мы слышали сегодня в Евангелии. Юноша был полон устремленности к жизни вечной, к жизни духа, по заветам Правды Божьей. Эта устремленность привела его и ко Христу. По-видимому, он во Христе прозревал тайну Неба, тайну Сына Божия. По крайней мере, он назвал Христа благим, а он ведь знал, что благ только один Бог. И несмотря на все это, юноша оказался не в состоянии сбросить с себя золотых цепей богатства, и последовать за Христом. Он ушел от Христа, сетуя на свое нравственное бессилие, ушел, замечает евангелист, со скорбью. Не будем бросать в юношу камнем осуждения. Он, ведь, сетует и скорбит. Быть может, настанет время, когда он вновь придет ко Христу, и на этот раз безвозвратно. “У Бога ведь, — сказал Христос, — все возможно.” Не будем судить юношу, но благоговейно остановим наше внимание на самом Христе в момент Его встречи с юношей. Христос — замечает евангелист Марк — увидел юношу, и сразу полюбил его. Да, можно полюбить человека сразу, отдав ему свое сердце. Христос полюбил юношу, а юноша этой благоуханной любви не почувствовал, и ушел от Христа, и у Христа одной раной стало больше в его сердце, полном всеобъемлющей и состраждущей любви. Тайна состраждущей любви, в сущности, непостижима. Тем более, в сущности непостижима тайна любви Христовой, любви состраждущей и людьми отвергнутой. Кто в силах уяснить себе всю скорбь этой любви? Лишь кровавые капли пота, струившиеся по лицу Христа в саду Гефсиманском, приоткрывают тайну Его внутренних страданий.

Каким жгучим укором для моей и твоей совести, друг мой и брат, должны быть эти капли крови! Как часто Христос с любовью звал нас к себе, Источнику любви и света! А мы этим призывам не внимали, или же, придя ко Христу, сейчас же от Него уходили, уходили не со скорбью, как богатый юноша, но с чувством тупого равнодушия, а иногда даже с презрением: “Из Назарета может ли что добро быть?!”

О если бы вот теперь, здесь в храме Божьем, при свете Слова Божия, мы с тобою, друг мой и брат, пересмотрели бы всю нашу жизнь до последней минуты! Сколько бы лжи, нравственной гнили мы нашли бы в себе, в своих переживаниях, чувствах, настроениях! Как при ослепительном блеске Слова Божией содрогнулось бы, и застонало бы наше внутреннее я! И неужели бы, еще было бы возможно для нас с тобой вступить, хотя бы, в преддверие жизни чистой, светлой, свободной от рабства страстям плотским и душевным? “Да, возможно — у Бога все возможно!” Нужно лишь всеми силами души восчувствовать весь ужас рабства, и всем существом предощутить всю радость свободы духа во Христе Иисусе.

Апостол сегодня и говорит: «А что же земля? Ведь Христос ведет нас в Вечную Жизнь. Христос спасает нас путем земным. Бог дает людям способности и знания, это те разные пути, по которым люди проходят земную жизнь. Но в основе перед ними лежат Заповеди Блаженства: блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны миротворцы, изгнанные, гонимые… Вот это все небесные пути… Вот что Святая Церковь ставит перед нами. Говоря нам о загробной жизни, о воскресении, не как о мысли, а как о действительной жизни и Апостола Павла, и всего нашего сонма Святых, показывает нам истину и показывает тот мираж, который кажется реальным, но если мы будем жить этой реальностью для того, чтобы стяжать земные блага, мы окажемся в пропасти, и все останется у нас здесь. Не будет того, что будет Христово. Так встанем же, братья, в тех призывах, которыми святая Церковь зовет нас в сегодняшний день: не оставляйте молитвы, не оставляйте поста, который дает сосредоточение и внимание, не оставьте и доброго сердца своего, которое стяжает вам и откровение от Господа, и ту радость духовной весны, которая утвердит вас в вечном бытие.

Аминь.

архиепископ Андрей (Рымаренко)- архимандрит Симеон (Нарбеков)

Views (31)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.