Исцеление кровоточивой и воскрешение девицы.

16128

 

Мы сегодня вновь слышали рассказ о двух дивных чудесах Христовых: после того как на  лодке с учениками Христос возвратился из Гадаринской земли в Капернаум. Здесь Его уже с нетерпением ожидала большая толпа народа , и в этот момент к Нему подошел Иаир, начальник Капернаумской синагоги. Убитый горем, он припал к ногам Христа и умолял Его прийти к нему в дом, чтобы исцелить единственную его дочь, которая была при смерти. Христос не отказал Иаиру и пошел в его дом. Множество народа сопровождало Иисуса по дороге к дому начальника синагоги.

Каждый раз, когда мы слышим эти повествования, я думаю, что у всех нас сердце наполняется такой благодарностью, такой радостью, что когда-то, когда наш Живой Бог, великий, небесный Бог простым человеком ходил по земле, Божии любовь и милосердие так ласково и так действенно взыскивали всякую человеческую нужду: и голод, и болезнь, и смерть, и грех. И нам часто кажется, что эти времена прошли, что теперь этого не бывает; и в этом мы ошибаемся двояко.

С одной стороны, действительно, по всей земле именем Христовым бывают исцелены телесно люди страждущие, болящие. Сколько раз приходится видеть, что неисцеляемая болезнь как-то сметена с лица земли, и человек снова здоров, жив, полон крепости. Часто бывает, что этим исцелением, как и тут, в рассказах о кровоточивой женщине и о дочери Иаировой, кроме телесной болезни, еще снимается с глаз людей какая-то пелена, и они видят то, чего раньше видеть не могли: Лик бесконечной, безмерной Божией любви и достигающую до них силу Божию.

А с другой стороны, эти рассказы нам говорят еще о том, что все это могло бы продолжаться и среди нас: не всегда телесно, но душевно, то есть в самом значительном, самом важном, что есть в человеке, если бы только мы поверили в ту ответственность, которую Спаситель нам дал о всем мире и по отношению ко всему. Посмотрим на эти два рассказа коротко.

В это время в городе была «одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет , больная женщина была, как повествуют историки, Еллинка родом, от Кесарии Филипповы, Панеадою называемой, бывшая, именем Вероника. Сия, в воспоминание благодеяния Спасителя Христа, поставила медную статую при двери дома своего, и на сем месте произрастало растение , всякую немощь врачующее, и существовала сия статуя даже до дней богоотступника Иулиана, сокрушившего оную». Желая излечиться от своей болезни, несчастная истратила на лечение все свое состояние, но в конечном итоге «пришла еще в худшее состояние». Доведенная до отчаяния безнадежной болезнью и полным разорением, больная вдруг услышала, что в Капернаум пришел великий чудотворец — Иисус Назарянин. В ее душе родилась Богом данная, непоколебимая вера в то, что именно Он, единственно Он, этот Учитель, может исцелить ее от мучительного недуга. И поэтому она, как только увидела приближающегося к ней окруженного толпою Иисуса, пробралась сквозь толпу к Нему сзади и с непоколебимой верой в Божественную силу Христа прикоснулась к Его одежде. В то же мгновение совершилось чудо: у женщины иссяк источник крови», и она ощутила в теле, что исцелена от болезни».

Все это происходило тайно от народа, но Господь хотел, чтобы глубокая вера женщины послужила примером для всех людей. Поэтому Христос остановился и, обращаясь к народу, вдруг задал им всех удививший вопрос. Христос спросил теснивших Его людей: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» — «Наставник! — ответил Ему ап. Петр, — народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» Но Господь, вопросительно смотрел на людей, продолжая искать глазами в толпе ту, которая прикоснулась к Его одежде. И тогда исцеленная поняла, что она не сможет утаиться от всевидящего ока Божественного Врача. Женщина подошла к Иисусу, пала к Его ногам и всенародно рассказала всю правду. За свое самовольство она с трепетом ожидала осуждения от Христа. Но Господь успокоил и ободрил ее. Он сказал ей: «Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей».

Но в тот момент, когда Господь благословлял исцеленную женщину, к Иаиру подошли посланные из дома и сообщили ему печальную весть о смерти дочери. Они сказали ему: «Дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?». Иаир был глубоко поражен этим известием, так что не мог вымолвить и слова. Но Господь, видя отчаяние убитого горем отца, сказал ему: «Не бойся! только веруй, как эта кровоточивая женщина, и спасена будет дочь твоя» .

Христос оставляет все, следует в дом Иаира… В одном месте Евангелия Спаситель говорит нам: Я вам дал пример, как жить, чтобы вы следовали этому примеру… Вот это первое: встретил нужду, услышал крик душевной боли, узнал о ней — иди, оставив все, чем ты занят ради себя: разговор, чтение, отдых, самое как будто нужное, потому что ты нужен кому-то — иди…

И Христос пошел; Он пришел в дом Иаиров, и там лежала уже умершая девочка; смерть, поразившая человека со времени его грехопадения, безраздельно царствовала над всем человечеством, и теперь, как непрошеная гостья, властвовала в доме Иаира. Но смерти не вечно господствовать над человеком. В мир пришел Тот, Кто сильнее смерти!

Все знали, что она умерла, и говорили: Зачем Ты пришел? Мы же знаем, что Ты ничего сделать не можешь!.. Это бывает так часто; встречается — не где-то, а в нашей собственной среде — человек в душевной нужде; и кто-то о нем хочет позаботиться; и сколько он слышит голосов: Зачем? Разве ты не видишь, что ничего сделать нельзя, что ничем этого человека не исправишь? Сколько же лет ты будешь над этим трудиться, пока не поймешь, что это и не нужно и бессмысленно? Так говорили Христу: Зачем Ты пришел? Чего же Ты от Себя ожидаешь? Умерла же эта девочка! Мы это знаем достоверно, наверное знаем!.. И Христос сказал дивные слова: Она не умерла, она только спит, душа ее заснула…

Это можно было бы сказать о бесчисленном количестве людей, которых мы встречаем и о которых мы думаем, что умерло в них все: чуткость, человечность, все, чем человек прекрасен, и остается только этому трупу среди нас пребывать. Вспомним тогда слова Спасителя: Этот человек не умер — задремал; уснула, окоченела его душа; но скажи только Бог живое слово — она проснется!..

И это слово мы призваны сказать, а не кто-то другой. Пока человек возьмет в свои руки Евангелие и услышит говорящего Самого Спасителя, может пройти много времени, потому что это все написано, напечатано и не живо для человека, который еще не встретил лицом к лицу Живого Христа. Но, когда те же слова, обращенные к нему, другой живой человек, подобный ему, один из нас, скажет из глубины встревоженной души, кровоточащего сердца, сострадания живого, когда он его уверит своим состраданием, что Бог есть любовь, тогда такой человек тоже может ожить… Не станем слушать никого говорящего: Зачем ты тревожишь Бога, Учителя — ведь она умерла! — Неправда!..

Еще хочу одно сказать: часто среди нуждающихся в душевной помощи есть люди, которые не привыкли к церкви, не привыкли к тому, как в ней себя ведут, как в ней живут, которые пробиваются к Богу непривычными, может быть, не принятыми путями; как эта кровоточивая женщина, которая в толпе коснулась Спасителя, совершив поступок по тому времени недопустимый, как бы осквернив Его своим прикосновением. И Спаситель ей сказал: Дерзай! Вера твоя спасла тебя!.. Как нам надо беречься, чтобы, подобно фарисеям, книжникам, людям мертвой буквы, не сказать человеку: Твоя нужда пусть останется с тобой, если ты не можешь подойти к Богу, к нам так, как положено; как ты смеешь к Богу пробиваться таким оскорбляющим наши привычки образом?..

Вот что встает перед глазами из этих двух рассказов: благодарная радость Богу, ликование сердца о Нем и строгое предупреждение, что не напрасно Христос нам дал пример, что мы должны ему следовать, должны от него научиться, как встречать тех, кого мудрые, опытные называют уже мертвыми; и как надо относиться к тем, которые от отчаяния своего кидаются к Богу непривычными для нас путями…

Научимся — и тогда действительно в нашей среде будет дух Христов.

Аминь.

Антоний, митрополит Сурожский

еп. Вениамин

Views (71)